Слепое отторжение новизны

Коран 11.62: О Салих! На тебя мы прежде этого возлагали надежды среди нас. Неужели ты будешь удерживать нас от поклонения тому, чему поклонялись наши отцы? Мы в сомнении сильном о том, к чему ты нас призываешь.

Если мы проанализируем поведение людей, столкнувшихся ранее с научными, техническими, философскими и религиозными открытиями, то заметим, что часто эти открытия являлись объектами преследования, несмотря на то, что позднее они будут являться обыденной очевидностью, станут восприниматься как должное. В этой ситуации можно выделить три разных подхода: а) отвержение из-за страха неизвестного, из-за угрозы устоявшимся интересам, обычаям и верованиям; б) полное и слепое принятие всех изменений, когда человек, очарованный их новизной, рискует пострадать от последствий неправильной оценки; в) и, наконец, позиция научного восприятия, когда исследователь не формулирует никакого мнения и не делает никаких выводов до того, пока не исследует внимательно природу изучаемого объекта. Этот взвешенный подход является наиболее здравым.

Сегодня европейский школьник учится обращаться с арабскими цифрами, не зная о том, что когда-то "великие" люди его страны, которых называли папами, кардиналами, священниками и настоятелями, считали колдунами и слугами Сатаны всех людей с Востока за то, что те умели обращаться с маленькими загадочными знаками. Симпатизирующих им христиан, которые были в контакте с их наукой, подвергали в средние века казни на костре, тогда как потомки в ХХI веке не задают больше нелепых вопросов по использованию арабской системы исчисления. Кроме этого, успехи сарацинов в области медицины с такими яркими именами, как Разес, Авиценна, Аверрос, заставляли трепетать от ужаса и презрения главы христианской Церкви. Священнослужители предостерегали свои войска от этих арабских "язычников", которые не боялись вскрывать больное тело прихожанина с помощью "некатолических" инструментов. Разве не достаточно прибегнуть к милости Божественности посредством молитв, разве не достаточно положить руку священника на больную часть тела, разве это не более достойно христианина, даже если через неделю он окажется с ампутированной конечностью? Сейчас отцы Церкви ложатся под операционный скальпель с той же беззастенчивостью, с какой они используют арабское исчисление при подсчете приходских денежных поступлений. Бессознательно они преклоняются перед гением арабов, который, вдохнув новую жизнь из источника новой веры, сумел обеспечить научный прогресс для благополучия человечества.

Эти славные арабские предки совершенно не боялись осуждений западного мракобесия и проводили свои изыскания, вооружившись чистым научным восприятием, доказательствами опытов и наблюдений. Хроники Аравии Х-го века отражают широту прогресса человека того времени, как результат свободного самовыражения исследователей во всех сферах. Арабская цивилизация не только знала, как сделать, чтобы покоренные страны благосклонно признали и приняли ее истину, она и сделала это, усвоив элементы греческой, китайской, индийской и персидской культур. Интересно отметить, что в философском, научном, техническом и социальном плане чуткое отношение нации к плодам чужеродных культур выливается в их же собственное насыщение. С появлением мусульманства человек вновь обретал дыхание, необходимое для полной жизни. Он вновь открывал точку соприкосновения со Вселенским Духом, отправляясь, как сказал Пророк, на поиски Абсолюта с помощью познания:

Хадис: Чернила ученика более драгаценны, чем кровь мученика.

Смысл всего вышесказанного состоит в том, чтобы показать, как отсутствие открытого взгляда на новые идеи может быть пагубным для человеческого развития. По этому поводу мы можем задать себе такой вопрос. Смог бы Пророк сегодня узнать среди этого монотонного и однообразного фона тех своих последователей, которых Он оставил, вооруженных мечом Истины и щитом Добродетели. А мы, смогли бы мы Его распознать? Возможно, и нет, поскольку Он дал бы другие рекомендации, чтобы укрепить наши усталые сердца и вялые тела. Заповеди, установленные 1400 лет тому назад были оправданы стечением обстоятельств. Но сегодня искренний мусульманин, как и ему подобные в других религиях, достиг такого уровня эволюции, что неизменное соблюдение изначальных исламских законов и правил создает состояние внутреннего дискомфорта. Подобно природе, которая спонтанно меняет свой облик из сезона в сезон, человек должен постоянно прилагать усилия, чтобы быть в гармонии, как с внутренними, так и внешними изменениями своего собственного мира. В противном случае он рискует подавить себя. Поиски полного соединения с самим собой побуждают его подвергать сомнению все, с чем он сталкивается, так как совершенно ясно, что искренний человек не может слепо выполнять то, что не приносит истинного удовлетворения его глубинной природе. Более того, речь не идет об отрицании наследия прошлого, а только о необходимости достигать соответствия между применением какого-либо принципа и того преимущества, которое можно при этом получить.

Если бы Мухаммед обратился к толпе современников с такими словами: "К какому объекту желания устремляется ваше внимание, когда вы молитесь Ему пять раз в день? Какое спокойствие вы получаете на закате после всех ваших молитв за целый день? Ваши руки протянуты каждый день к небесному своду, но разве вам стало понятно значение этого после всех этих веков покорности? С сегодняшнего дня довольствуйтесь одним искренним обращением к Богу на рассвете, поскольку у вас больше нет злых сердец ваших предков!" Мы отчетливо услышали бы голоса из прошлого:

Коран 14.10: Они сказали: "Вы - только люди, такие как мы, вы желаете отвратить нас от того, чему поклонялись наши отцы. Приведите же нам явную власть!

Коран 14.13: Мы изведем вас из нашей земли, или вы обратитесь к нашей общине.

Коран 15.6-7: О ты, которому ниспослано напоминание! Ты ведь одержимый. Почему ты не придешь к нам с ангелами, если ты из праведных?

Истории Пророков показывают, что у них есть одно общее: всех их обвиняли во лжи, невежественное человечество не удерживалось от осыпания их нападками и оскорблениями. То, что Пророку и его семье приходилось много раз скрываться, показывает враждебность, с которой им приходилось сталкиваться в VII веке, хотя его противники понимали популярность Пророка у армии Его последователей. А по какой причине мирная жизнь Христа навлекла на него гонения римлян? В этом случае это настоящий позор для людей, которым трудно принять то, что просвещенный член общества разоблачает их пороки:

Коран 9.64: Опасаются лицемеры, что будет низведена на них сура, которая сообщит им, что в их сердцах.

Коран 2.87: Мы дали Мусе писание и вслед за ним Мы отправили посланников; Мы даровали Исе, сыну Мариам, ясные знамения и подкрепили его духом святым. Неужели же каждый раз, как к вам приходит посланник с тем, чего ваши души не желают, вы превозноситесь? Одних вы объявили лжецами, других вы убиваете.

Хитрой и изворотливой душе трудно смиренно признать свою ошибку и превосходство неизвестной до сих пор концепции. Какие вельможи, какие богатые торговцы прислушались бы к проповеди Христа?! Кто такой был сын простого плотника, чтобы претендовать на лучшее царство, чем царство изобилия и богатства этого мира? Кто был Он такой, чтобы бросить вызов неоспоримой власти богатых господ Иерусалима, Он, у которого не было даже крыши над головой?! По той же причине египетский фараон поторопился проводить Моисея к вратам пустыни, чтобы не потерять народ Израиля, тяжкому труду которого его город был обязан своей славой. Диктаторскому эго нужно оправдать себя, опираясь на материальную поддержку, без которой оно теряет смысл своего существования. Оно изо всех сил старается скрыть свое лицемерие, требуя от Истины то, что, оно знает, невозможно доказать, потому что поняло угрозу, которую представляет Истина для его хрупких иллюзий.

Вот почему Пророков всегда упрекали за то, что они появлялись и жили в скромных условиях, когда они провозглашали Царство, которому нет равных. Так как суть Истины неосязаема для невооруженного взгляда лицемера, эта низменная атака эго является единственным способом успокоить свой страх перед выдающимися добродетелями другого. Мудрость пришла к Моисею не из египетских наставлений, а через внутреннее потрясение совершенно другой природы; отсюда сильный удар по престижу фараонов. Иисус покорил толпы людей, однако врожденное красноречие двенадцатилетнего мальчика не могло помочь патриархам так называемого "храма знаний", но раздражало их. Что касается Мухаммеда, то из его уст, обращенных к свободному пространству пустыни, лилась совершенная, полная поэзии речь. Неудивительна следующая реакция задетой за живое гордыни:

Коран 43.51-53: И воззвал Фараон в своем народе, сказав: "О народ мой! Разве не у меня власть над Египтом, и эти реки текут подо мною? Разве вы не увидите? Не я ли лучше этого, который ничтожен и едва объясняется? Если бы на него были надеты браслеты из золота или пришли вместе с ним ангелы, сопутствуя ему!

Коран 49.17: Они представляют милостью тебе то, что обратились. Скажи: "Не представляйте ваш ислам милостью мне. Нет, Аллах считает милостью вам то, что Он вел вас прямо к вере, если вы правдивы!

Дьявольский ум использует отговорку ложной веры и, рядясь в те же одежды, что и Пророки, надеется привязать к себе массы людей, связанных условностями традиций. Вера, передаваемая от отца к сыну, уже существует, и этот ряд преимуществ уже построен, поэтому не может быть и речи о том, чтобы позволить вдохнуть нечто новое, разрушающее этот порядок. Но "вера" не означает "покорность". На самом деле, вера часто означает принятие идей, которые были усвоены, но не проверены на себе, в то время как покорность Богу подразумевает спонтанную способность жить в гармонии с законами природы. Вера - это костное состояние связи с окружающей средой, в то время как покорность - это открытая дверь для обновления человека, который находит в этом истинную свободу. Покорный человек не боится потерь, убытков или самообновления при изменении кругозора, но верующий боится света новой зари на обветшалых стенах своего жилища.

Коран 49.14: Сказали бедуины: "Мы уверовали!" Скажи: "Вы не уверовали, но говорите: мы покорились, ибо еще не вошла вера в ваши сердца. А если вы будете повиноваться Аллаху и Его посланнику, Он ни в чем не умалит ваших дел". Поистине, Аллах прощающ, милосерд!

Надев облачение Пророка, волк призывает овцу не отвергать религии своих отцов, но:

Коран 2.93: Скверно то, что приказывает вам ваша вера, если вы веруете!

потому что вера соприкасается не с настоящим, а с прошлым! Доказательством того, что религия всегда должна крепко держаться за настоящее, является то, что в разные времена различные Посланники сменяли друг друга для того, чтобы оживить иссохший плод единственного и неповторимого источника Истины. Отрицательное отношение правителей этого мира к Пророкам оказывает гипнотическое влияние на их подданных, которые ведут себя по образцу своих религиозных и прочих лидеров. Поданные упорно придерживаются установленных принципов из-за своекорыстия, легкости и лицемерия. Основополагающего понятия "семья", например, вполне достаточно для создания мотивов противодействия нововведениям. Слишком большая сплоченность в семейной ячейке мусульманского типа может стать серьезным препятствием для индивидуального развития.

Глава семьи уже обозначил путь, которым должны следовать все: путь предков! Сильное давление, которое оказывает муж, отец, или дед ради сохранения привычных норм семьи, всегда в корне пресекает любую попытку самому увидеть и оценить. Кого волнуют какие-то позывы сердца в калейдоскопе повседневной жизни семьи?! Подобно роботам, главы семьи запечатлели без раздумий (или, скорее, тщательно взвесив свои собственные интересы) в своей голове жесты и мысли своих предков, и, в свою очередь, вбили их в головы своих отпрысков.

Коран 43.22-23: И также Мы не посылали до тебя в селение никакого увещателя, чтобы не говорили благоденствующие там: "Мы нашли наших отцов в некоем учении, и мы следуем по их следам.

Так начинается тернистый путь для искателя Истины, во всех отношениях схожего с трудностями, испытываемыми Пророками, призывающих людей признать существование нового, способного привести к всеобщему улучшению.

Коран 43.24: Скажи: "А если бы я пришел к вам с более верным, чем то, в чем вы нашли ваших отцов?" Они сказали: "Мы, конечно, не веруем в то, с чем вы посланы.

На самом деле, позиция разоблачения требует мужества, чтобы порвать с привычками, присущими окружению; другими словами, мужества жить в довольно неприятном положении изолированности от своего окружения, когда тебя обзывают еретиком, легкомысленным, фанатиком, предателем, дьявольским, неверным, шизофреником... По этой причине поверхностный человек из-за лени или трусости устраняется от очищения своих мыслей и обычаев. Созидать себя стоит дорого, в то время как нет ничего более простого, чем следовать по пути, проложенному предшественниками. Но легкий путь часто является путем деградации.

Семьи допускают браки с близкими родственниками, чтобы избежать распыления семейного богатства или позорного союза с "неверными". Семейное ханжество и невежество проклинают дочерей, которые выходят замуж за еврея, христианина, или индуса. Кто есть "неверный"? Разве не может он скрываться среди самих мусульман?! Против Мухаммеда выступали Абу Сафиан и его пользующаяся дурной славой жена, хотя они были из одного города! Разве Мария Коптская, не мусульманска по рождению, не стала женой Пророка?! Логика должна отвергать культ предков, когда он запрещает открывать сердца другим народам. Разве Солнце не вызывает для всех одну и ту же жажду, а холод - одинаковый озноб?!

Коран 2.115: Аллаху принадлежит и восток, и запад; и куда бы вы ни обратились, там лик Аллаха.

Дьявольские силы родной земли закрывают двери любому иностранному проникновению, и общество медленно душит своих членов, тогда как было бы естественным позволить им дышать воздухом внешнего мира. Семейная религия, исповедуемая массами, не защитит от лицемерия и не подымет искренности. Человек рождается один и умирает один. Таким же образом его эволюция происходит индивидуально в среде определенного коллектива, в которой он усваивает добро и зло. Не нужно идти против природы, чтобы вырваться из культурного ядра семьи для перехода к более высокому уровню.

Коран 43.26-27: Я не причастен к тому, чему вы поклоняетесь, кроме Того, Кто создал меня. Поистине, Он поведет меня по прямому пути.

Коран 10.39: Да, считают они ложью то, знания чего не объемлют и чего толкование еще не пришло к ним. Так считали ложью и бывшие до них. Смотри же, каков был конец неправедных!

История Авраама ясно иллюстрирует представление о чистых семейных отношениях:

Коран 2.124: Господь сказал: "Поистине, Я сделаю тебя для людей имамом". Ибрахим сказал: "И из моего потомства?" Он сказал: "Не объемлет завет Мой неправедных."

Искатель Истины ощущает баланс в благополучии, которым его обеспечивает что-то отличное от семейных связей. Он чувствует биение своего сердца в унисон с теми, чье внутреннее удовлетворение может быть достигнуто лишь благодаря собственной сути, а не из их мирской власти. Нужно переступить границы установок родительского воспитания, общей религии, идеи страны и народа для того, чтобы вернуть свое достоинство и самоуважение. На заре нового века способность принять что-то новое должна быть реализована возможностью коллективного совершенствования и не должна быть объектом репресий и ненависти, что мы часто наблюдаем:

Коран 11.88: Я не пожелаю ослушаться вас в том, что Он вам запретил. Я желаю только исправления, пока могу.

Коран 9.114: И просьба Ибрахима о прощении отцу была только согласно обещанию, которое он ему обещал. Когда же ему стало ясно, что он – враг Аллаха, он отказался от него.

Важно все же понять, что разрушение определенных традиционных правил может означать начало новой стадии эволюции. Если здесь и велась попытка показать злополучные ошибки, сделанные людьми по отношению к новым посланиям, с которыми они сталкивались на протяжении веков, на каком бы уровне это ни происходило (научном, техническом, философском, религиозном), то все это только для того, чтобы представить на их фоне проявление такой исключительной личности в современности как Шри Матаджи Нирмала Деви. Вопрос заключается в том, как мы будем подходить к широте Ее послания, открывающего возможности полного преображения? Останется ли современный Ислам на позициях, подобно позициям христианства времен мрачного средневековья, закрывая двери для всех новшеств, приходящих извне? Фанатизм и иррациональность, которые он сегодня демонстрирует миру, расстраивают и предвещают худшее.

Коран 2.91: А когда скажут им: "Уверуйте в то, что ниспослал Аллах!", они говорят: "Мы веруем в то, что ниспослано нам", а не веруют в то, что за этим, хотя это – истина, подтверждающая истинность того, что с ними.

Каждая эпоха наблюдала возрождающие воды, вытекающие из кладовых Бессознательного и утоляющие жажду человека. Сегодня опасение состоит в том, что именно руками мусульманского народа будет загрязнено чистое течение реки Вечного Источника. Но что они будут делать с застойным источником в будущем, если сегодня им нравится надевать мрачные одежды вчерашних дней? Если Вечный Источник выбрал Шри Матаджи Нармала Деви, чтобы Она пришла и дала новым потоком свежесть для Вселенной, то станет ли этот народ черпать энергию из этого потока или он превратится в христиан из тех времен, когда они унижали арабскую цивилизацию? Будут ли они достойными сыновьями своих предков, блестящих образцов молодого Ислама, терпимых и последовательных, первооткрывателей экспериментального научного духа, готовых исследовать Неизведанное? Если другое сообщество ниспослало сегодня руку Женщины, чтобы излить Божественную Амброзию на землю, то нужно надеяться, что сознание Востока примет ее как указатель нового верного Пути.

Коран 19.42: Отец мой, почему ты поклоняешься тому, что не слышит и не видит и не избавляет тебя ни от чего? Отец мой, у меня явилось такое знание, которое не достигло тебя; следуй же со мной, я поведу тебя верным путем!

Перейти на начало страницы


  Наши сайты:

• Сахаджа Йога. Самопознание
• Шри Матаджи - основатель Сахаджа Йоги
• Газета "Лотос"
• Медитация и здоровье

• Проект сайтов "Омкара"
• Форум Сахаджа Йоги
• Притчи и афоризмы
• Библиотека духовной литературы