Ислам и Индуизм

Не так часто это бывает, чтобы "шафрановый" индуизм имел точку соприкосновения с "зеленым" исламом, однако в Гуджарате именно это и произошло на прошедшем недавно международном семинаре, организованным местными клубами. Исламский ученый и богослов Маулан Саджад Номани сказал, что большинство мусульман не знают, на чем стоит их религия. "Сами мусульмане извратили Ислам и его ритуалы. Современная научная религия в наши дни представляет собой убежище фанатиков. Мусульманское общество должно провести глубокий самоанализ и обучить своих людей истинной сути Ислама". Номани добавил, обращаясь к индусам, которые имеют неправильное представление об Исламе. "Только лишь потому, что кто-то Вам говорит, что Ислам - это религия фундаменталистов, не верьте этому! Перед тем, как судить об этом, выясните для самих себя, так ли это". -- Газета "Таймс" (электр. версия), Индия, 15 июля 2002 г.

Возможно, подобное сравнение - сравнение Ислама и Индуизма - покажется кому-то надуманным, а, может быть, и кощунственным. В конце концов, примирение Ислама и Христианства еще можно себе представить; Ислама и Иудаизма - тоже (сам Мухаммед называл христиан и иудеев "людьми писания" и считал, что Ислам является развитием этих религий). Но вот Ислам и Индуизм многим представляется очень разными. Вместе с тем, нам кажется, это не так.

В первую очередь, позволим себе развеять один миф. Конечно, во всех серьезных справочниках и словарях можно обнаружить, что индуизм описан как монотеистическая религия. Однако "обывательская" точка зрения, если можно так выразиться, придерживается противоположных взглядов.

И действительно, зачастую единственное, что известно про Индуизм (кроме реинкарнации - "переселения душ") это то, что в этой религии огромное количество богов. Это позволяет, если не вдаваться в подробности, причислить Индуизм к язычеству. Но правильно ли это будет? Правильной точкой зрения является то, что Индуизм, также, как Ислам, Христианство и Иудаизм - монотеистическая религия. Просто в индуизме, как нигде более, подробно описаны все качества Бога Всемогущего, что и вводит в заблуждение многих поверхностных исследователей.

"Высшая Сущность едина и недвойственна, вечна и обладает непостижимой энергией. Она вечно обладает признаками и также вечно не обладает этими признаками, единство и различие аспектов Высшей Сущности непостижимо" -- Амнайя сутра, 2.5.9

Если взять Коран, то на всем Его протяжении Аллах никогда не обращается к человечеству от первого лица "Я", но от первого лица множественного числа "Мы". При чтении Корана совершенно четко видно, что Аллах окружен армией, которая служит Ему, выполняя самые разные функции. Их называют ангелами, посланниками, стражами, невидимыми армиями, писцами, вестниками и т.д. Однако никто не считает, что существование подобных стражей и вестников как-либо нарушает единство Всевышнего. Подобным образом, в Индуизме существует множество божеств, которые лишь проявляют отдельные качества Всемогущего.

В "Ведах", классической индуистской литературе, утверждается, что есть Один верховный Бог. Остальные боги не являются каким-либо самостоятельным образованием, фактически, они являются иллюзией, созданной Творцом, а иллюзия, как мы знаем, есть по определению что-то несуществующее. Это подобно тому, как во сне в качестве действующих лиц мы видим себя, других людей, возможно, какого-то постороннего комментатора и т.п. Однако фактически всеми персонажеми сна является наше собственное сознание, наше многогранное и вместе с тем единое в своей сущности "Я".

В индуистской мифологии существуют множество жизнеописаний святых, которые начинали свой путь с поклонения какому-либо одному богу, а в конце осознавали, что существует лишь единый Бог. Это осознание и является наибольшей ценностью и наибольшим достижением по меркам Индуизма.

Другой камень преткновенья - поклонение статуям и святым местам в Индуизме. Мухаммед недвусмысленно указал на недопустимость идолопоклонства. Но нельзя забывать, что сам Мухаммед считал Каабу святым местом. Безусловно, у Него были на то причины. Возможно, есть причины и у индусов? Они поклоняются статуям, которые сделали святые люди, местам, которые святые объявили священными. Признавая возможность соединения человека с Божественной энергией, мы должны признать, что у святых есть доводы, неведомые нам.

Удивительный синтез Индуизма и Ислама мы можем наблюдать в Индии. Несмотря на ужасающие трагедии, которые произошли в этой стране по вине представителей обеих религий (массовые убийства и беспорядки, теракты), в этой стране было множество святых, которые пытались примирить людей. Они утверждали, что нет причин для разногласий между мусульманами и индусами. Причина таких разногласий никогда не лежала в области теологии, т.е. разногласия не имели под собой реальной религиозной почвы. Все разногласия порождались исключительно нетерпимостью, жаждой власти, агрессией и желанием мести. Если бы мусульмане и индусы избавились от этих недостатков (которыми не обладал ни Мухаммед, ни индийские святые), то между ними всегда царил бы мир, как между братьями по вере.

Ведь по сути эти религии описывают одну и ту же картину мира: наша мирская жизнь - игра, а реальность - только Всевышний. Этот момент, столь часто упоминаемый в индуистских трактатах, остается, к сожалению, на втором плане при чтении Корана, однако и там он указан вполне отчетливо:

Коран 55.27: Все, что на земле, пройдет; только лик Божий пребудет вечно. Слава и Величие окружают Его

Коран 3.185: Ближайшая жизнь - только пользование обольщением.

Коран 6.32: Здешняя жизнь - только игра и забава.

Коран 29.64: И здешняя близкая жизнь - только забава и игра, а обиталище последнее - оно жизнь, если бы они это знали!

Совершенно аналогично говорят индийские святые: жизнь - это майя, иллюзия, созданная лишь для того, чтобы поднять нас к более высокому уровню сознания. Поэтому к ней нужно относится, с одной стороны, очень бережно, не совершать неправедных поступков, а с другой - к ней нельзя относиться, как к реальности.

Цель и мусульман, и индуистов - одна. И цель эта - духовная трансформация. В Исламе она именуется Воскресением (Кияма), в индуизме - Самореализацией (Атма Сакшат кар, пробуждение Кундалини). Согласно Корану, Воскресение касается абсолютно всего человечества. В то же время про пробуждение Кундалини нам известно, что этот процесс индивидуален. То есть и во все времена жили множество святых, у которых эта энергия была в пробужденном состоянии. Например, великие суфии, которые, хотя и нередко отрицаются официальной религией, все же очень популярны и, безусловно, глубоко духовны, т.е. они совершили эту загадочную трансформацию. Суфии, по всей вероятности, также обладают пробужденной Кундалини, они обладают всеми качествами, которые описаны как качества, которые люди преобретают во время Воскресения - знание о себе, уверенность в существовании Бога и т.д.

Вместе с тем известно, что время Воскресения связано со временем прихода Имама Махди. А в Индуизме считается, что пробуждение Кундалини станет массовым во время прихода Матрейи. Таким образом, если говорить о том, что пробуждение Кундалини и Воскресение - суть одно и то же явление, то Матрейя и Махди - одна и та же личность.

Приведем еще одно любопытное наблюдение. Считается, что санскрит - один из изначальных языков человечества, множество слов в остальных языках связаны со словами на санскрите. На санскрите "Первозданная Мать" звучит как "Ади Ма". Ади Ма - это Ади Шакти, или Желание и Сила Бога Всемогущего. Также известно другое Ее имя - "Тригунатмика", что означает - "Обладающая тремя гунами". Три Гуны - это очень емкое понятие, которое описывает тройственность нашего мира, например это желание, созидание и откровение; это также прошлое, будущее и настоящее и три энергетических канала тонкого тела человека: Тамо, Раджа и Саттва. Таким образом, Ади Шакти - это Мать трех гун. Отсюда представляется возможным предположить, что имя Ади Ма в исламской традиции звучит Ма Ади или же "Махди", а в буддийской (или индуистской) - Ма Трейя (Матрейя, Мать трех).

Кстати, одно из имен Богини, встречающееся в индуистских трактатах - Аллах. Давайте посмотрим, как характеризуется Богиня-Мать в индийском манускрипте "Деви Махатмья":

Ты Первопричина всего, Порождающая три гуны (прошлое, настоящее и будущее), Ты Ночь конца (мира), Великая Ночь и страшная Ночь слепоты.
Ты - Счастье, Удача, Умеренность, Ты - Просветленный разум; Ты - Скромность, Питающая сила и Удовлетворенность, Покой и воистину Прощение.
О душа всего, когда бы и где бы ни существовала вещь, истинная или неистинная, энергия всего этого есть Ты, как же мне вполне воспеть Тебя?
О Деви (Богиня), поистине только праведные деяния с полным вниманием ежедневно совершает добродетельный человек, а потом Твоей милостью достигает небес; так разве не Ты, о Богиня, даруешь награды во всех трех мирах?
Ею очарована эта Вселенная и воистину Она создает вселенную; когда к Ней обращаются, Она дарует высшее знание, ублаготворенная - дарует счастье.
О пребывающая в сердце каждого живого создания в форме просветленного разума, о дарующая Небеса и освобождение, о богиня Нарайяни, приветствия Тебе!

А теперь сопоставьте эти цитаты с описанием Аллаха в Коране:

Хвала - Аллаху, Господу миров! Милостивому, милосердному.
Поистине, мы принадлежим Аллаху, и к нему мы возвращаемся!
Hе подобает дyше yмирать иначе, как c дозволения Аллаxа, по пиcанию c ycтановленным cроком. И еcли кто желает награды ближней жизни, Mы дарyем емy ее; а кто желает награды в поcледней, Mы дарyем емy ее, - и воздадим Mы благодарным!
Потом низвел Аллаx Cвой покой на Cвоего поcланника и на верyющиx...
...ведь Он знает то, что в небеcаx и что на земле. Аллаx над вcякой вещью мощен!

Диалог Шри Раманы Махарши с мусульманином

- Имеет ли Бог форму? - спросил мусульманин.
- Кто говорит, что Бог имеет форму? - спросил Шри Рамана.
- Если Бог бесформен, то не будет ли ошибкой приписывать Ему форму идола и почитать Его в нем?
- Оставьте Бога в покое; сначала скажите, имеете ли вы форму?
- Конечно, я имею форму, как вы можете видеть, но я - не Бог.
- Тогда значит вы - славно одетое физическое тело, составленное из мяса, крови и костей?
- Да, должно быть так. Я сознаю свое существование в этой телесной форме.
- Вы называете себя телом, поскольку сейчас сознаете свое тело, но разве вы - это тело? Может ли оно быть вами в глубоком сне, когда вы совершенно не осознаете его существование?
- Да, я должен оставаться в той же телесной форме даже и в глубоком сне, ибо я сознаю ее до тех пор, пока не засну, а как только проснусь, вижу, что точно такой же, как был перед сном.
- А если приходит смерть?
Собеседник остановился и после минутного раздумья сказал:
- Ладно, тогда меня считают мертвым и тело хоронят.
- Но вы сказали, что являетесь телом. Почему оно не протестует, когда его увозят хоронить, говоря: "Нет! Нет! Не забирайте меня! Я приобрел это имущество, я ношу эти одежды, этих детей породил я, они все мои, я должен оставаться с ними!"
Здесь посетитель признался, что ошибочно отождествлял себя с телом, и сказал:
- Я есть жизнь в этом теле, но не тело само по себе.
Тогда Шри Рамана разъяснил ему:
- До сих пор вы серьезно считали себя телом и имеющим форму. Это — первичное неведение, коренная причина всех беспокойств. Пока вы от него не избавились, пока не познали свою бесформенную природу, будет простым педантизмом спор о Боге, имеет Он форму или бесформен, правильно ли почитать Бога в форме идола, когда Он на самом деле не имеет формы. До тех пор пока не осознано бесформенное Я, Атман, человек не может искренне почитать бесформенного Бога.

Перейти на начало страницы


  Наши сайты:

• Сахаджа Йога. Самопознание
• Шри Матаджи - основатель Сахаджа Йоги
• Газета "Лотос"
• Медитация и здоровье

• Проект сайтов "Омкара"
• Форум Сахаджа Йоги
• Притчи и афоризмы
• Библиотека духовной литературы